Елисаветинский храм мкр. Опалиха

Елисаветинский храм мкр. Опалиха

 

Телефон: 8 (495) 564-97-73

Адрес: Московская область, г.о. Красногорск, мкр. Опалиха, ул. Пушкина, 2

Проезд: - Общественным транспортом: электропоездом с Рижского направления до станции Опалиха (выход из 1 вагона) или автобусом 833 от станции Павшино.

- по Волоколамскому шоссе до указателя "Станция Опалиха", далее по главной дороге

 

Сайт: https://www.hram-elisaveta.com

 

Престолы: преподобномученицы Великой княгини Елисаветы (Романовой), преподобноисповедника Сергия (Сребрянского)

 

Престольный праздник: преподобномученицы Великой княгини Елисаветы (Романовой) - 18 июля и 11 октября, преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) - 5 апреля и 11 декабря

 

История храма

Первые известные письменные упоминания об Опалихе относятся к  XVI в., тогда это была не заселённая Опалихина пустошь в поместье Ивана Губина. На западе Опалихина пустошь граничила с Нахабинской вотчиной Троице-Сергиева монастыря, а на востоке – с "Плотницкой землей" Архангельского собора.

Впоследствии возникло сельцо Опалихино, к XVIII в. получившее название  Алексеевское-Опалиха. В 1709 г. его владельцами были Чаадаевы, позже Воейковы, в 1807 г. - Николевы. Сельцо занимало удобное положение около тракта, который шёл из Москвы в Ново-Иерусалимский монастырь и далее на Волоколамск.

В помещичьей усадьбе в XVIII в. был построен деревянный господский дом, рядом с ним вырыт пруд и разбит регулярный сад с плодовыми деревьями. Позже построили флигель на каменном фундаменте с башенкой, в которой до 1903 г. была небольшая домовая церковь. Других сведений об этой церкви не сохранилось.

После Николевых в имении сменилось ещё несколько ничем не примечательных хозяев. А в 1825 г. богатый сосед, князь Н. Б. Юсупов, задумал организовать здесь образцовое хозяйство и купил Алексеевское-Опалиху за 60 тыс. рублей. В усадьбе началась бурная строительная и хозяйственная деятельность, которая, однако, принесла хозяину большие убытки. Имение пришло в упадок, неоднократно меняло владельцев, так что в начале ХХ в. в Опалихе по всем документам числился лишь пустующий большую часть года помещичий дом.

Когда вступила в строй Московско-Виндавская железная дорога, недалеко от усадьбы возник разъезд, получивший название Опалиха. Ныне в этом месте расположена платформа Рижского направления Московской железной дороги Опалиха.

После Октябрьской революции крестьяне деревни Ново-Никольское разделили между собой помещичье имущество. Усадебные постройки постепенно пришли в негодность и в 1930-х гг. были снесены, на их месте возведено здание пансионата Коммунистического университета трудящихся Востока, с января 1942г. в нём был размещен эвакогоспиталь, а в 1945 г. организован дом отдыха "Опалиха". Таким образом, от прежней усадьбы не осталось и следа.

С 1925 г. около разъезда Опалиха было построено несколько домов крестьян, затем поселение разрослось, и со временем образовался новый посёлок. В 1938 г. на территории Опалихи возник Московский завод по переработке лекарственного сырья (ныне – известный завод «Красногорсклексредства»).

Дальнейшее развитие поселка во многом определилось его расположением в лесопарковой зоне поблизости от Москвы  и удобством транспортного сообщения с Москвой. В послевоенные годы в Опалихе строится жилой посёлок рабочих Красногорского механического завода, появляются посёлки полярников и нефтяников, железнодорожников и «старых большевиков», дачные хозяйства различных предприятий и учреждений.

В 1952 г. Опалиха определена как дачный посёлок сельской местности и в таком качестве просуществовала до 28 октября 2004 г., когда посёлок Опалиха был присоединён к городу Красногорску и стал его микрорайоном.

По имеющимся сведениям, на территории Опалихи  никогда не было ни церковных приходов, ни монастырей, и первая православная община стала складываться только в 1995 г.  Вначале процесс шёл самодеятельно: прихожане разных церквей, жившие по соседству, стали общаться между собой, и у них возникло желание построить храм и создать приход в своём посёлке.

О своём добром намерении они сообщили священноначалию, и в феврале 1996 г. была зарегистрирована приходская община Елисаветинской церкви, 17 июня 1996 г. настоятелем прихода назначен священник Василий Пичушкин.

Жизнь новой общины началась с совершения молебнов с акафистом святой преподобномученице великой княгине Елисавете, которые проводил настоятель,  поначалу в домах прихожан или на месте предполагаемого строительства храма. Но уже в 1997 г. усилиями благотворителей была возведена временная деревянная церковь, и приход стал жить нормальной литургической жизнью.

Вскоре началась подготовка к строительству каменного храма. Известный архитектор Андрей Николаевич Оболенский пожертвовал проект, и  24 июля 1998 г. была совершена торжественная закладка каменного храма в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. В жизни прихода начался новый период.

Конечно, пожертвований обычных прихожан не могло бы хватить на строительство большой каменной церкви, но с помощью благотворителей работа постепенно шла, и в 2006 г. храм был увенчан куполом и крестом. С этого времени богослужения стали регулярно совершаться в новом храме. Снаружи его стены отделаны белым камнем и украшены большими мозаичными иконами Господа Иисуса Христа и святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

В 2007 г. вокруг храма была сооружена каменная ограда, а на колокольню подняты отлитые в Тутаеве новые колокола. Тогда же были построены два здания для трапезной, воскресной школы, мастерских и маленькой просфорной.

С 2008 г. в новом помещении развернулась работа  воскресной школы. Из числа прихожан сформировался профессиональный педагогический коллектив. Двери школы открыты как для маленьких детей (от трёх лет), так и для подростков старшего школьного возраста. В настоящее время проводятся занятия по Закону Божьему, прикладному искусству, гобелену, живописи; активно развивается спортивно-патриотическое направление.

В храме имеется ковчег с частицами мощей святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, священноисповедника Сергия (Сребрянского) и священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого).